Видео-ангел помогает |
ЦИФРОВЫЕ ВИДЕОКАМЕРЫ
Еще двадцать лет назад видеомагнитофон был предметом гордости, владелец диковинки был куда более популярной личностью, чем гармонист на деревне. Гости ходили косяками - посмотреть видеокассеты (достать которые было отдельной проблемой). Сейчас эти времена вызывают легкую ностальгическую улыбку: в XXI веке фильмы доставать уже не надо, их можно снимать самому! А для показа этих фильмов не нужен даже видеомагнитофон с телевизором - ознакомить друзей с ключевыми моментами собственной биографии можно на экране карманного компьютера, эффектно доставаемого из кармана рубашки. Бурное развитие видеотехники привело к изрядной мешанине форматов и носителей. В результате от вопроса: "какую выбрать видеокамеру?" может запросто разболеться голова. Но, как говорится: "Волков бояться - без видеокамеры ходить!" Давайте разложим всё по полочкам. Каких-либо реальных преимуществ у аналоговых видеокамер на сегодняшний день нет. Раньше одно преимущество было… Цена. Однако теперь самые дешёвые цифровые модели практически сравнялись по цене с аналоговыми. Аналоговые форматы - VHS (VHS-C), Video 8, несмотря на низкую цену, не очень удобны для последующего монтажа из-за низкого разрешения (240-280 твл) и качества изображения. Super VHS (SVHS-C) и Hi8, несмотря на неплохое разрешение для домашнего применения (до 440 твл в лучших моделях), значительно уступают цифровым (500-520 твл). Кроме того, в отличие от цифровых, в аналоговых форматах каждая последующая перезапись значительно ухудшает качество изображения. Поэтому мы не рассматриваем всерьёз вопрос о приобретении аналоговой видеокамеры Для компьютерного видеомонтажа и домашнего видеопроизводства. Итак, наш выбор-ЦИФРА! Только цифра!!! Вначале пару слов о наиболее распространённых стандартах цифрового видео. Digital 8 - Камеры формата Digital 8 появились впервые в 1999 году и в то время их основное преимущество заключалось в невысокой, по сравнению с камерами miniDV, стоимостью как самих камер так и кассет для них. Сейчас это преимущество уже утрачено и недорогие miniDV камеры от самой же Sony начали конкурировать по цене с камерами Digital 8. Среди камер этого формата нет дорогих камер с хорошими характеристиками, их вес не располагает к их использованию вашими женами и подругами, поэтому мы не рекомендуем приобретать их. Совершенно очевидно, что рано или поздно, но это направление будет закрыто самой же Sony в силу его тупиковости, так как кроме Sony никто видеокамер в этом формате не выпускает. Собственно формат хранения данных у камер Digital 8 идентичен miniDV, разница только в типе кассеты. MiniDV - самый массовый и удобный формат цифровых видеокамер. Камеры этого формата выпускаются, начиная со стоимости $350 и до фактически полупрофессиональных моделей за $3400 при стоимости кассет от $4.5 за 1 час съемки. Запись на кассету осуществляется в DV формате, в котором данные сжимаются по каждому кадру отдельно, что делает монтаж отснятого фильма удобным и легким. Монтаж возможен с точностью до кадра, не требует мощных и дорогих компьютеров для работы. Все производители выпускают видеокамеры в этом формате. До выхода на массовый рынок HDTV видеокамер miniDV останется наиболее предпочтительным форматом. MicroMV - Камеры формата MicroMV опять же предлагаются только фирмой Sony и являются полной противоположностью камерам Digital 8. Они очень малы, можно даже сказать, миниатюрны, но сверхминиатюрность для видеокамеры является очевидным преимуществом только для любителей экстремальных путешествий и прыгающих или летающих спортсменов. Снимать в обычных условиях такими камерами неудобно, поскольку рука практически не чувствует веса камеры и постоянно «гуляет» во всех направлениях. Управлять microMV камерой тоже не очень удобно, пальцы руки человека слишком велики для них. Кроме этого, самый существенный недостаток microMV камер заключается в нестандартном формате записи видео на ленту – MPEG-2 Transport Stream. Записанное на такой видеокамере видео понимает только специальная программа от Sony и всего несколько видеоредакторов. Несмотря на то, что поддержка microMV формата будет добавляться и в другие видеоредакторы, проблемы и трудности с редактированием видео от microMV камер останутся из-за специфики собственно MPEG формата. Прямой просмотр из видеоредактора через камеру редактируемого материала на телевизоре, в отличие от miniDV камер, также невозможен. Кассеты для камер microMV стоят в два раза дороже других кассет для цифровых камер, да и найти в продаже их очень непросто. Стоимость microMV камер довольно высока (от $1000), причем это плата только за миниатюрность, поскольку качество съемки у microMV камер в условиях освещенности, отличных от идеальных, оставляет желать лучшего, мягко говоря, даже на фоне других современных видеокамер. Мы не можем рекомендовать эти камеры, поскольку никакого смысла в их приобретении за их нынешнюю стоимость не видим. К выбору microMV камер можно вернуться при снижении их стоимости до $300 или менее. Тогда аргументом станет цена и можно будет смириться с недостатками microMV камер. Судьба этих камер в будущем также неизвестна, так как формат MicroMV не поддержан другими компаниями и потенциальным и нынешним владельцем остается только уповать на Sony. DVD камеры - DVD камеры стали продвигаться сначала фирмой Hitachi, затем о выпуске аналогичных камер объявила Sony, потом появились анонсы их выпуска и от других фирм. Смысл идеи DVD камер в том, что снимаемое изображение записывается на miniDVD диск диаметром 8 сантиметров в формате MPEG-2. У камер DVD формата, увы, несколько существенных недостатков. Во-первых, запись в формате MPEG-2 не дает возможности комфортного и без потерь в качестве редактирования видео на компьютере. Во-вторых, с более-менее приемлемым качеством съемки можно на один диск записать только полчаса видео при стоимости диска около $10. Фактически камеры DVD формата возвращают нас к аналоговым видеокамерам, поскольку самое главное рекламируемое преимущество DVD камер заключается в легкости просмотра – снял, вынул диск, поставил диск в DVD плеер и сразу можно смотреть видео. Вспомните позабытую рекламу старых аналоговых видеокамер – снял, вынул кассету, установил ее в видеомагнитофон и сразу можно смотреть. Похоже, не правда ли? Просто видеомагнитофон заменен DVD плеером и более ничего. Несомненно, качество воспроизведения на DVD плеере намного выше VHS видеомагнитофона, но дальше что? А дальше для редактирования видео на компьютере придется прибегать к ухищрениям, сравнимым с теми, которые требуются от нас для работы с аналоговыми видеокамерами. Поэтому приобретение DVD видеокамеры разумно только в том случае, если у вас нет желания редактировать видео после съемки и есть DVD плеер или вы планируете его купить вместе с камерой. Как и в случае microMV видеокамер, качество съемки у DVD камер не является выдающимся, несмотря на стоимость DVD камер, которая обычно превышает $1000. Итак, чему лучше отдать предпочтение хорошей оптике, наличию ручных регулировок, особенно установке баланса белого. Поначалу вы можете доверить управление камерой автоматическим регулировкам, но со временем (по мере роста мастерства) вы по достоинству оцените наличие ручных; количеству (три или одна), размерам и разрешающим способностям ПЗС-матриц (приборы с зарядовой связью). Трехматричные видеокамеры обладают лучшей цветопередачей, светочувствительностью и разрешающей способностью, чем одноматричные. У лучших моделей любительских видеокамер три 1/3" ПЗС-матрицы (почти как у профессиональных наличию DV-входов/выходов. Так принято обозначать цифровой интерфейс, совместимый с IEEE 1394 (фирма Sony обозначает его - i.LINK), который необходим для управления и передачи данных без потери качества другим цифровым устройствам. Обычно у цифровых камер присутствует DV-выход, но у некоторых моделей есть и DV-вход. Наличие входов означает, что камера может работать в режиме видеорекордера, что иногда может пригодиться (камера и видеомагнитофон так сказать "в одном флаконе"). Обратите внимание на наличие аналогового S-Video (Y/C) входа/выхода (как правило, он есть). Этот выход нужен для передачи качественного видеосигнала на другие аналоговые устройства; Теперь о том, что очень полезно, но вовсе необязательно: наличие стабилизатора изображения, лучше - оптического, такими стабилизаторами комплектуются дорогие модели камер. Обычные модели комплектуются электронными стабилизаторами изображения. Однако при съемке "с рук" и даже "с плеча" стабилизатор все равно не предотвратит дрожание и покачивание камеры. От этого может спасти только штатив. Кстати, приглядитесь к работе профессионалов - они крайне редко расстаются со штативом; наличие спецэффектов в видеокамере. Опытный оператор никогда не пользуется во время съемок эффектами (кстати, в профессиональных камерах вообще нет спецэффектов). Лучше снять качественный кадр и обработать его при монтаже, нежели потом мучиться с обработанным во время съемок не тем эффектом; наличие цветного ЖК-дисплея (его можно поворачивать относительно камеры), который позволяет контролировать параметры изображения при неудобном положении камеры во время съемок. Присутствие опции фоторежима даст возможность любителям статических изображений использовать свою видеокамеру в качестве цифрового фотоаппарата. Очень полезны дополнительный аккумулятор; нейтральный (лучше всего ультрафиолетовый) фильтр, который защитит объектив вашей камеры от случайных царапин (дешевле поменять фильтр, чем объектив); чехол, предохраняющий камеру от пыли и дождя (а ваш кошелек от убытков); если вам не безразличен качественный звук при съемке, то необходимо приобрести выносной микрофон, так как встроенные в камеру микрофоны, несмотря на уверения рекламных проспектов, качественного звука дать не могут (они записывают шумы от работы лентопротяжного механизма). По возможности не используйте автоматическую регулировку усиления звука, поскольку в паузах автомат будет поднимать уровень шумов и задуваний в микрофон, принимая их за полезный сигнал. Так как любая камера дает качественное изображение только при хорошем освещении (здесь тоже не надо доверяться рекламным проспектам, в которых указано, что "минимальная освещенность для съемок - от 1 лк", снимать-то камера сможет, но качество...), неплохо бы приобрести осветительный прибор (накамерный или напольный). По крайней мере в помещении ваши герои не будут напоминать Дона Карлеоне, у которого (по задумке режиссера) глаза были почти не видны из-за тени, образованной верхним светом. И еще несколько советов. Если вы приобретаете камеру за рубежом, особенно в США и Японии, будьте крайне осторожны. Цены в этих странах чрезвычайно привлекательны, только все видеооборудование рассчитано для работы в NTSC (правда, специально для русских туристов есть магазины, торгующие электроникой в системе PAL, но здесь надо быть вдвойне бдительными). Даже видеокассеты с маркировкой NTSC по качеству и продолжительности записи не соответствуют системе PAL. А вот покупать там различные аксессуары - истинное удовольствие, выбор широкий и цены низкие. И в заключение, хотелось бы сделать описание одной действительно очень хорошей видеокамеры, которую можно рекомендовать с чистой совестью. Цена её порядка 1200 $, но качество вне конкуренции. Основные характеристики Panasonic GS400GC • 3CCD матрицы 1/4.7" x 1 070 000 пикселей • Эффективных для видео 4:3: 690 000 пикселей, для фото - 990 000 • 4 мегапиксельный фоторежим ( PAL - 2288 x 1728 / 1600x1200/ 1280x960/ 640x480 ) • Объектив Leica Dicomar • Фокальное расстояние (f=3,3-39,6mm 1:1.6) • Максимальное относительное отверстие F1.6 (zoom 1x) / F2.8 (zoom 12x) • Эквивалентное фокусное расстояние (35mm) 45~540 (видео) / 37.6~451mm (фото) • Размер фильтра 43mm • 12 x многоскоростной оптический трансфокатор • Режим Телемакро • Оптический стабилизатор изображения MEGA O.I.S. • АЦП-процессор Crystal Engine • Режим ночной цветной съемки Colour Night View • Минимальная освещенность 2 люкса (в режим ночной цветной съемки) • Кинорежим Pro Cinema Mode • Широкоэкранный режим высокого разрешения High Picture-Quality Wide Mode • Режим смягчения телесных оттенков Soft Skin Mode • Возможность одновременной видеосъемки и фотосъемки с разрешение 1 Мегапиксель • Многофункциональное кольцо ручной регулировки фокуса и зума на объективе • Баланс белого |